• +7 (473) 255-56-14
Воронеж, Театральная ул, 32А

Тест речевой готовности

Тестовая методика

определения речевой готовности к успешному школьному обучению.

 

Готов ли ваш ребенок к школе?

 

Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Ребёнок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами школьника. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. Очень важно:

*как протекало физическое развитие ребёнка, его особенности;

*состояние физического слуха (частые отиты);

*развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, отклонения в развитии;

*состояние нервной системы (возбудимость, подавленность и т.д.);

*какими знаниями и представлениями об окружающем мире владеет ребёнок (пространство, время, счётные операции);

*развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать учителя;

*познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

*коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе.

Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность ребёнка к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.

 

К школьному возрасту у ребёнка должна быть сформирована вся языковая система:

1. Звуковая сторона речи.

Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением всех групп звуков.

2.Фонематические процессы.

К шести годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3.Готовность детей к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Это умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков а-и-у ; анализ обратного слога гласный - согласный; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук». Оценивается умение работать со схемой слова, с разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4.Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия между словами: мех- меховой, меховая; образовывать прилагательные от существительных.

5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Составлять предложение по опорным словам, составлять рассказы по картинке, по сериям картинок. Должны владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ- описание.

Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

 

Тесты «Готов ли ваш ребенок к школе?»

 

Чтобы проверить,  как сформированы у будущего школьника предпосылки к школьной готовности, можно предложить ребенку ответить на  ряд вопросов.

Если дошкольник не испытывает трудностей в ответах, правильно понимает заданную инструкцию, самостоятельно пытается ответить на вопросы, принимает помощь взрослого и переносит ее на аналогичный пример, не боится говорить, рассуждать, доказывает свое мнение то он также успешно будет усваивать школьную программу.

Общие вопросы.

 1.Назови свое полное имя и фамилию.

2.Сколько тебе лет? Назови полную дату   своего дня  рождения.

3.Назови членов своей семьи.

4.Назови имена и отчества своих родителей ,бабушек и дедушек.

5.Где и кем они работают?

6.Если есть брат или сестра  назови ,сколько им лет? 4.Где и кем они работают?

7.Старше они тебя или младше?

8.Назови свой домашний адрес.

9.В каком городе ты живешь?

10.Как называется страна ,в которой ты живешь?

11.Чем ты любишь заниматься?

13.Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

14.Хочешь ли ты учиться?

Внимание.

1.Найди на картинке  два одинаковых зонтика.

2.Раскрась фигуры в соответствии с образцом.

3.Сравни картинки и найди 10 различий.

Память:

1.Внимательно посмотри на фигурки и запомни их. Зарисуй их без образца.

2.Прослушай 10 слов и запомни их. Повтори.

Шар   кот   лес   окно   гриб   часы   ветер  стол   очки  книга

3.Прослушай внимательно предложения и повтори их без ошибок.

Наступила весна.

Над цветком летали белые бабочки.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

4.Прослушай и запомни стихотворение.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

5.Запомни ряд цифр и повтори его.

 2     6     3     1     9    4   5

  Мышление.

1.Назвать обобщающими словами все группы предметов:

овощи, фрукты, посуда, мебель, обувь, одежда, насекомые, животные, птицы, профессии, транспорт.

  1. «4-ый лишний». Уметь выделять лишний предмет по главному признаку.

Береза, елка, фиалка, дуб-

Холодильник, тумбочка, телевизор, утюг

Самолет, машина, автобус, мотоцикл-

Бабочка, кузнечик, стрекоза, синичка-

Диван, стул, окно, полка-

 

4.Ответь на вопросы:

-Чего в огороде больше - картофеля или овощей?

-Кого в лесу больше - зайцев или зверей?

-Чего в шкафу больше - одежды или платьев?

-Оля и Лена читали стихи и сказки. Оля читала не сказки. Что читала Лена?

Математические навыки.

1.Уметь находить самый высокий предмет и низкий.

   Самый широкий и узкий. Самый короткий и длинный.

2.Называть и показывать разные геометрические фигуры, называя цвет.

Квадрат, круг, ромб, треугольник, овал, квадрат, шестиугольник, трапецию, куб…

3.Прямой счет и обратный.

4.Продолжить ряд чисел:

   - 2,4,6 .…

   -5,6…..

   - 1,3,5….

5.Вставь пропущенные числа:

-    1….3……….6,7,…..9….

-    …..2………5….7…….10

6.Назови соседей числа:

…..3….             …..5…..            …..6……         …..8…..           …..9…..      ….2…..

7.Расставить математические знаки : больше, меньше, равно.

1…..3           2……2           4…..5         6……2           8…….8        9…….10     7…..5

8.Реши примеры:

2+1=                 3+4=                    4-1=                        10-2=

2+3=                 5+2=                    5-2=                         9-1=

3+1=                 4+3=                    3-3=                         8-2=

4+2=                 8+2=                    7-2=                         6-2=

9.Решить задачи:

-В гараже стояло 8 машин,3 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?

-Таня  в лесу нашла 3 подберезовика и  2 сыроежки. Сколько всего грибов нашла девочка?

-Сколько ушей у 3 мышей? Сколько лап у 2 медвежат?

10.Знать состав числа  до 10.

Из каких чисел можно составить числа:2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Тонкая моторика и координация движений рук.

1.Продолжи рисунок до конца по клеточкам.

2.Нарисуй такую же фигурку по клеткам.

3.Графический диктант.

Умение ориентироваться на листе бумаги, правильно под диктовку обводить клеточки -влево, право, верх, вниз.

-1клетка влево,1клетка вниз,1 влево,1 вниз,1влево,1 вниз,1 влево,1 вниз,1 клетка влево,1вниз,1вправо,3 клетки вниз,7 клеток вправо,3вверх,1вправо,1 вверх,1 влево,1вверх,1 влево,1 вверх,1 влево,1 вверх,1 влево,1вверх,1 влево,1 вверх,1клетка влево.

4.Скопируй предложение точно по образцу, не отклоняясь от строчки.

Мама  мыла  пол.

Обследование речи.

1.Состояние фонематического восприятия.

-Слушай внимательно и повторяй без ошибок:

ба-ба-па-ба                   за-са-за-са                     жа-ша-жа-ша

па-ба-па-ба                   за-за-са-за                     ша-ша-жа-ша

да-та-да-та                   ца-са-ца-ца                    ча-тя-тя-ча

да-да-та-да                   са-ца-ца-са                     тя-тя-ча-тя

га-ка-га-ка                   са-ша-са-ша                    ра-ла-ра-ла

ка-ка-га-ка                   ша-ша-са-ша                   ла-ра-ра-ла

- Прослушай слова, какими звуками они отличаются:

дом-сом             торт-порт              кошка-мошка           коза-коса         галка-палка

крыша-крыса    бочка-почка          уточка-удочка          сын-сон          дочка-точка

уточка-удочка   стол-стул              мост-пост                 миска-мишка         кот-год

- Прослушай слова, найди  общий звук, который встречается в каждом слове:

Самолет,оса,сын,автобус-                             жираф,живот,ежи,кожа-

Заяц,зубы,коза,ваза-                                       ручка,рыбак,ковер,ракета-

Цыпленок,гусеница,огурец,певец-               лодка,велосипед,стул,лопата-

Шапка,шмель,шуба,вешалка-                       чайка,качели,мочалка,чучело-

Щука,ящерица,плащ,ящик-                          котенок,квас,мак,лак-

2.Сформированность звуко-слоговой структуры слова.

- Повторить правильно слово, уметь объяснить его  лексическое значение.

Танкист            космонавт             милиционер       лекарство       сковорода

Кинотеатр         перепорхнуть       термометр       аквалангист    кораблекрушение

3.Исследование навыков языкового анализа.

 - Сколько слов в предложении?

Лиса увидела зайца. Заяц прыгнул под куст.

-Сколько в слове слогов?

 Сын     пень     книга     карандаш      волк      друг    подруга

-Определи место звука в слове?

Назови 1,3,последний звук в слове:

Школа    трава       дуб    радуга        книги        лак        стакан         грач         клоп

 

-Сколько в слове звуков? 

Рис     киты       квас    стул      стена      книга       март      торт        сумка     парта

-Составь из букв слова:

а,и,л,с-                        р,а,ш-                   г,а,к,н-                       г,с,н,е-

а,з,а,в-                        о,м,д-                    с,н.ы-                         д,ь,е,н-

4.Исследование грамматического строя речи.

-Исправить ошибки в предложении.

Девочку гладят утюгом.

Картину нарисовала мальчик.

Мальчик умывается лицо.

По морю плывут дельфин.

Хорошо спит медведь над снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

-Составить предложение из слов в начальной форме.

Доктор,больные,лечит-

В,сад,расти,ягоды-

Сидеть,птичка,веточка,на-

Дедушка,косить,трава,лошадь,для-

-Добавить в предложение маленькое слово-предлог.

Листочки распустились …..деревьях.       Дети вышли …школы.

Корабль плывет …..берегу.                        Трава шумит …..ветра.

Чайка летит…….водой.                               Цветы растут …….домом.

5.Словообразование.

-Образование сущ.множественного числа.

Один стул, а много ……..                                   Одна варежка ,а много…..

Один помидор ,а много…….                              Один воробей ,а много…..

Один стул ,а много …….                                    Одно ведро ,а много……

Одно окно ,а много……..                                    Одна  вилка ,много…….

Один нос ,а много………                                    Одна белка ,а много……

Один глаз ,а много……..                                     Одна варежка ,а много……

Одно ухо ,а много……..                                       Одно дерево ,а много…….

Одно яблоко ,а много…..                                     Одна звезда ,а много …….

Одна лошадка ,а много……                                Один дом ,а много……….

-Образование существительных в уменьшительной форме.

Назови слово ласково.

Стул-                                дом-                             зима-                           дерево-

Стол-                                дед-                              снег-                           камень-

-Образование относительных прилагательных.

 Конверт из бумаги - бумажный конверт.

Сумка из кожи -                                   лист  дуба-

Дом из кирпича -                                 лист клена-

Салат из моркови -                              лист из альбома-

Горка изо льда -                                   лист осины-

Сок из слив-                                         шишка ели-

Суп из грибов -                                    варенье из черники-

-Образование качественных прилагательных.

Если днем жара-день жаркий.     

Мороз-

Снег-

Дождь-

Ветер-

Холод-

-Образование притяжательных прилагательных.

У собаки лапа собачья.

Кошки-                              зайца-

Медведя-                           белки-

Волка-                               гнездо орла-

Льва-                                 клюв птицы-

Лисы -                                ружье охотника-

6.Развитие и накопление словаря.

 Природа.

1.Чем отличаются домашние животные от диких?

2.Какую пользу приносят домашние животные?

  Каких ты знаешь хищных и травоядных животных?

3.Назови перелетных и зимующих птиц. Почему их так называют?

4.Какие ты знаешь травы, кустарники, деревья?

5.Назови садовые и полевые цветы.

6.Как называются плоды сосны, дуба, яблони?

7.Какие ты знаешь явления природы?

Сформированность временных понятий.

1.Какие ты знаешь времена года? Сколько их?

Назови приметы каждого времени года.

2.Назови части суток.

3.Назови дни недели. Сколько их?

4.Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько их в году?

5.Что больше минута или час, день или неделя, месяц или год?

География.

1.Какие ты знаешь города и страны?

2.Чем отличается город от деревни?

3.Какие ты знаешь реки?

4.Чем отличается река от озера?

5.Какие ты знаешь планеты?

 На какой планете мы живем?

6.Как называется спутник Земли?

Мир и человек.

Назови профессии.

-Кто учит детей?                              Кто пишет картины?

-Кто лечит людей?                           Кто строит дома?

-Кто пишет стихи?                           Кто водит автомобиль?

-Кто сочиняет музыку?                    Кто шьет одежду?

-Кто играет в кино и театре?           Кто работает в парикмахерской?

Ответь на вопросы. Чем измеряют:

-температуру?

-время?

-вес?

Какие ты знаешь виды спорта?

Какие ты знаешь музыкальные инструменты.

Как правильно переходить дорогу?

Каких ты знаешь писателей?

У кошки - котята. У свиньи-

У козы -                              у льва -                                  у лошади-

У волка -                            у лисы -                                  у курицы-

У ежа -                               у коровы -                              у овцы-

-Закончи предложение:

Хлеб кладут  в…………..               На одеяло надевают……………

Масло кладут в …………..            Гриб, растущий под березой……

Рыбу ловит  ………………            Девушка, занимающаяся лыжным спортом…..

Лес рубит …………………           Девушка, занимающаяся плаванием…….

Пожар тушит……………..            Управляет самолетом……..

-Подбери слова противоположные по смыслу.

Медленно - быстро

День-                                       финиш-                            горе-

Горячий -                                 старый -                         далеко-

Толстый -                                 глубокий -                     вышел-

Добрый -                                  белый -                          сухой-

Начало-                                    зима -                             плакать-

7.Исследование связной речи.

-Составить рассказ по одной сюжетной картинке.

-Составить рассказ по серии сюжетных картин. Разложить в правильной временной последовательности картинки, составить рассказ, выделяя причинно-следственные связи, передовая смысловые ситуации.

-Придумай сказку с данными персонажами.

-Придумай рассказ со словами: светофор, мальчик, велосипед.

-Прослушай рассказ, перескажи его.

 8.Исследование навыка чтения.

1.Чтение слогов, слов. Уметь повторить их.

2.Прочитай рассказ и расскажи, о чем говорится в тексте.

 

Соня и Жучка.

Соня гуляла со своей собакой Жучкой в саду. Было жарко. Соня ходила без сандалий. Она наступила босой ногой на осу. Оса укусила Соню. Девочка заплакала. Жучка лизнула Соню в ногу. Соня засмеялась.

 

 

    Основная  задача  родителей  -  вовремя  обратить  внимание  на  различные  нарушения  устной  речи своего  ребёнка  в  дошкольном  возрасте. Чтобы  оказать  логопедическую  коррекционную  помощь  до  школы  и  предотвратить  трудности общения в коллективе и неуспеваемость  в  общеобразовательной  школе. Чем  раньше  будет начато коррекционно-развивающее  обучение, тем  лучше  будет его результат.