• +7 (473) 255-56-14
Воронеж, Театральная ул, 32А

Психолого-медико-педагогические сопровождение воспитанников

Психолого-медико-педагогические сопровождение

воспитанников в нашем детском саду

 

Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников в нашем детском саду является комплексной технологией, позволяющий объединить всех участников образовательного процесса в решении задач оздоровления, развития, обучения, воспитания и социализации детей.

Учебный год в ДОУ начинается с комплексной оценки состояния здоровья и развития воспитанников, мониторинга личностного развития и уровня усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с 3-ти до 7-ми лет.

Специалистами детского сада изучаются:

  • социальное благополучие воспитанников;
  • физическое развитие и функциональное состояние организма;
  • психологическое, физическое здоровье;
  • речевое и познавательное развитие детей.

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса, динамики, развития и состояния здоровья воспитанников позволяет определить общие проблемы возрастной группы, каждого ребенка индивидуально, над которыми необходимо работать всему педагогическому коллективу. На основании целостного видения воспитанника, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, определяются дети,  нуждающиеся в индивидуальной помощи, разрабатывается стратегия их сопровождения. Педагоги детского сада проводят коррекцию нарушения физического здоровья детей.

Своей главной задачей коллектив ДОУ считает создание благоприятных условий и хорошего психо-эмоционального микроклимата для максимального развития личности каждого ребенка, творческого потенциала, формирования его готовности к дальнейшему развитию и обучению в школе.

В ДОУ регулярно осуществляется медико-педагогический контроль, результаты которого находят свое отражение в дальнейшей работе педагогов, с последующим планированием коррекционной деятельности для каждого воспитанника индивидуально. Сохранению психического здоровья дошкольника способствуют создание здорового психо-эмоционального климата в группах пребывания детей, занятия по психо-эмоциональной разгрузке, проводимые опытными педагогами нашего сада, использование педагогами приемов игро- и сказкотерапии, тренингов по коррекции негативных личностных отклонений в психоэмоциональной сфере.

Одним из важных направлением деятельности учреждения является физкультурно-оздоровительная работа. Мероприятия по оздоровлению детей проводятся с учетом возрастных особенностей. В системе ведется оздоровительная и профилактическая работа: составляется и осуществляется индивидуальный план оздоровительной работы с воспитанниками и детьми “группы риска” (“д” учет, ЧБД).

Введен оптимальный двигательный режим, посезонные схемы оздоровления детей каждой возрастной группы, в которые вошли разнообразные технологии закаливания, оздоровления, профилактики заболеваний. Оздоровление детей идет через: непосредственно-образовательную деятельность по физическому развитию, по валеологии, двигательную активность в режиме дня, спортивные праздники, досуги, соревнования, оптимальную организацию режима дня и образовательного процесса, двигательную активность, полноценное питание, витаминизацию III блюд; с учетом гендерных особенностей воспитанников, индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья каждого ребенка.

На основе анализа результатов деятельности ДОУ по здоровьесохранению воспитанников, медико-педагогическим персоналом, были определены основные направления физкультурно-оздоровительной работы с детьми:

  • Оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле его состояния: ведение паспортов здоровья детей, фильтровых журналов, совместные обходы групп старшей медицинской сестры, врача-педиатра, старшего воспитателя.
  • Охрана и укрепление психо-физического здоровья ребенка: наблюдение и изучение эмоционального состояния детей, индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, коррекционная работа с детьми, консультативная помощь родителей на базе консультативного центра, педагогическая поддержка ребенка в период его адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни: обеспечение сбалансированного питания, профилактики вредных привычек, беседы о последствиях их воздействия на организм, воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях.
  • Демократический стиль общения взрослых с детьми, формирующий адекватную самооценку детей.
  • Развитие познавательных интересов детей, использование в целях воспитания, образования и оздоровления валеологических знаний, с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам.
  • Внедрение инновационных технологий, методик оздоровления детей с учетом индивидуальных особенностей детского организма.
  • Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам закаливания, сохранения здоровья детей, воспитание здорового образа жизни.
  • Валеологические знания по формированию здорового образа жизни воспитанников.

Комплекс оздоровительных мероприятий, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, способствует улучшению крово- и лимфообращения, улучшению дыхания, вентиляции легких, работы органов пищеварения, обмена веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

  • дыхательные упражнения после сна (в постели);
  • самомассаж;
  • пробежки по дорожкам с раздражителями стопы;
  • ходьба босиком(летом);
  • контрастные обливания (летом);
  • дозированный бег на прогулке;
  • релаксационные упражнения под музыку на музыкальных занятиях (музыкатерапия);
  • комплексное закаливание в спортивном зале, поточным способом, после сна - “Тропа здоровья” с множественными раздражителями стопы и морской солью;
  • полоскание горла водой перед сном.

Медико-педагогический коллектив дошкольного учреждения уделяет должное внимание закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года, с постепенным усложнением их характера, длительности и дозировки на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья детей, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий, в качестве одного из основных приемов работы педагогов, медицинского персонала, используется мониторинг состояния здоровья всех воспитанников и вновь поступивших, что важно для своевременного выявления отклонений в их здоровье. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей, при поступлений в ДОУ, осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания, в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей. Для установления тесной связи между семьей и ДОУ, проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, где выясняются условия жизни, режима, питания, ухода и воспитания ребенка в семье, особенности развития и поведения. На основании бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе, медицинским персоналом и педагогом-психологом, даются рекомендации по адаптации детей воспитателям и родителям, с учетом особенностей развития каждого ребенка. Сбор информации и наблюдения за каждым ребенком помогают установке временной динамики психологических, деятельностных и эмоциональных качеств детей. Устанавливаются щадящий режим закаливания, неполный день пребывания в детском саду, согласованный с родителями.

Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада соответствует требованиям СанПин, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме. Медицинское обслуживание детей осуществляется педиатром,  медицинской сестрой. Для профилактики заболеваемости детей используются бактерицидные облучатели очистки воздуха.

Контроль за физкультурно-оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику их развития. Средние показатели в начале года, с последующим преобладанием более высокого уровня к концу года, дают возможность убедиться в правильности выбора методов работы.

Детям с хроническими заболеваниями, часто болеющим, состоящим на диспансерном учете, педагоги, медперсонал уделяют особое внимание: для каждого ребенка прописывают индивидуальный маршрут в листах здоровья по сопровождению - коррекции физического, психологического здоровья.

Диспансеризация детей узкими медицинскими специалистами и анализ данных лабораторных обследований, проводится ежегодно для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции нарушениям здоровья.

Проделанная работа в ДОУ по психолого-медико-педагогическому сопровождению воспитанников за четыре года показала, что каждый ребенок, имеющий нарушения физического, психологического здоровья, может достичь значительных успехов, если ему будут обеспечена комплексная коррекционная, педагогическая, медицинская помощь, благоприятная социальная среда, которая обеспечит соответствующее развитие ребенка, и поможет ему войти в социум школьного обучения без потери здоровья.