• +7 (473) 255-56-14
Воронеж, Театральная ул, 32А

Адаптация ребенка в детском саду

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А. Сухомлинский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

    Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

    Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

    Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

   Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

   Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
  • неумение занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

   Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

   Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

   Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

   В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

   Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

   С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

   Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

   Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

В 1 год 6 месяцев ребенок:

  • держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
  • отрицательно относится к нарушению опрятности;
  • сообщает о физиологических потребностях;
  • спокойно относится к умыванию.

        В 1 год 9 месяцев ребенок:

  • самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
  • самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
  • обращает внимание на грязное лицо и руки;
  • контролирует физиологические потребности;
  • проявляет стремление к самостоятельным действиям;
  • знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

В 2 года ребенок:

  • ест аккуратно, не облизываясь;
  • при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
  • самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
  • знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
  • пользуется носовым платком (при напоминании);
  • контролирует физиологические потребности.

        В 2 года 6 месяцев ребенок:

  • одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
  • расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:
  • одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
  • складывает свою одежду перед сном;
  • застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
  • знает назначение многих предметов и их местонахождение;
  • выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
  • умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
  • замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
  • регулирует свои физиологические потребности;
  • вытирает обувь при входе в квартиру;
  • аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
  • не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
  • говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

Полезные советы:

    • Убедитесь  в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас, так как колебания родителей передаются детям.
    • Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму детского сада.
    • Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку (лучше это сделать в домашних условиях задолго до поступления в детский сад).
    • Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы и каши.
    • Желательно научить малыша к моменту поступления в детский сад самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки и т.д. Ребенок будет чувствовать себя более уверенным.
    • Отправлять ребенка в детский сад необходимо только при условии, что он здоров.
    • Готовьте малыша к общению с другими детьми, посещайте детские площадки, парки, ходите в гости. Учите общаться с окружающими (как спросить что-либо, познакомиться, попросить и т.д.)
    • Готовьте ребенка к временной разлуке с родными, внушайте, что в детском саду весело, интересно.
    • Желательно заранее познакомиться с детьми группы и воспитателями.
    • Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса трех лет».                           
 «Правила поведения взрослых в период адаптации»

Полезные рекомендации:

  • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  • Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу.
  • В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
  • Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
  • Не отучайте от вредных привычек в период адаптации.
  • Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  • Одевайте ребенка в сад опрятно, в соответствии с температурой воздуха в группе.
  • Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
  • Будьте терпимее к капризам.
  • Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте вовремя.
  • Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.

«До пяти лет ребенок – Бог, с пяти до 15-ти – раб, а после 15-ти – друг». Так утверждает древняя японская мудрость. 
Первой частью этого народного педагогического постулата часто апеллируют некоторые психологи, настраивая родителей на демократическое отношение к малышу. 
Но вот о второй, весьма странной части этой мудрости, как-то умалчивают. Конечно, в каждой культуре сформированы свои взгляды на воспитание ребенка. Прошло не одно тысячелетие, пока человечество усвоило, что каждый человек (а особенно маленький) является неповторимым. Наконец, люди приняли законы, которые стали оберегать наше богатство - детей
• В средневековой Германии слово «дурак» было синонимом слова «ребенок».
• В древней Спарте больных и слабых детей бросали со скалы в бездну, считая, что из них не вырастут здоровые и сильные воины. 
• Во времена крепостничества детей насильственно отбирали у родителей и продавали как дешевую вещь.
Поставить обеспечение прав ребенка на мировой уровень смогла Организация Объединенных Наций, приняв в 1989 году Конвенцию ООН о правах ребенка. 
Ведь невозможно говорить о культуре и цивилизованности страны, пока хотя бы один ребенок в ней сталкивается с пренебрежением и насилием. 
Права детей в настоящее время широко признаны во всем мире, однако, переход от теории к практическому их внедрению является достаточно сложным. Еще до сих пор важные положения Конвенции полностью не внедрены, не все цели достигнуты. Поэтому миллионы детей во всем мире ежедневно страдают от заболеваний, бедности, жестокого отношения, пренебрежения их правами и эксплуатации. 
За конкретными примерами далеко ходить не придется. Прокуратурой рассматривалось немало уголовных дел относительно нарушения прав маленьких граждан нашей страны. И это лишь капля в море, только то тайное, что стало явным. 
Насилие и жестокое отношение к ребенку в семье – самое отвратительное зло, и что страшнее всего – многие его пытаются оправдывать. 
В Германии установлены на улицах множество огромных бигбордов, с которых на прохожих смотрят «несчастные» глазки детей с кровоподтеками, царапинами и отеками от ударов на лицах. Даже не нужно знание языка, чтобы понять, что эта социальная реклама направлена против насилия над детьми. 
Действие – стопроцентное, по крайней мере, на взрослого со здоровой психикой и здравой логикой. А внизу – телефончик социальной службы, куда оскорбленный ребенок или свидетели унижения могут (и должны!) позвонить.
Немцы утверждают, что соответствующей реакции общества родители боятся как огня. Потому что государство пристально отслеживает и карает жестоких «родителей». 
Сами понимаете, что скажет наша взрослая совесть, если мы обратимся к сухому языку документов. А они неумолимо свидетельствуют, что каждый ребенок имеет, например, право на достаточный уровень жизни, на свободное высказывание своего мнения, на качественную медицинскую помощь (учтите, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь в заведениях здравоохранения), а дети-инвалиды имеют право на особенную заботу.
Выполняем? И это лишь небольшая часть гарантированных нашим государством прав и свобод каждого маленького гражданина, каждой Большой Личности. 

Основные права, для каждого ребенка, декларируемые Конвенцией ООН:
• Право на полноценное питание;
• Право на выживание и здоровое развитие;
• Право на заботу;
• Право на образование и пользование им;
• Право на развитие талантов;
• Право исповедовать свою религию;
• Право на защиту от жестокости;
• Право свободно выражать свое мнение;
• Право на защиту от похищения и продажи;
• Право на защиту от сексуальной эксплуатации;
• Дети не должны вовлекаться в подневольную, непосильную и опасную работу. 
• Право на защиту от вмешательства в личную жизнь. 

О трехлетнем кризисе у малышей написано и сказано довольно много психологами. Однако многие забывают о том, что с этим нелегким возрастом совпадает довольно тяжелый период и в жизни мамы. 
Особенно, если речь идет о маме первенца или же второго ребенка, который родился на шесть или больше лет позже первого. Итак, давайте же посмотрим, какие же проблемы беспокоят матерей, и подумаем, как лучше с ними справиться?
Примерно к трем годам малыш становиться вполне самостоятельным, за ним уже не надо ходить по пятам круглосуточно, опасаясь какой-нибудь беды. Да, ребенок подрос, однако помощь взрослых ему еще требуется. 
Кроме того, по прежнему на каждом шагу возникают бесконечные «почему», на которые ответ даст только мама. Да и просто у вас нет реальной возможности побыть наедине с собой, за исключением тех часов, когда кроха спит.
Зачастую эти часы настолько приятны, что мама, пытаясь успеть очень многое, ложиться спать очень поздно, а в семь-восемь утра малыш поднимает её на ноги своим довольным, бодрым голоском.
В общем, к деткиным трем годам у мамы накапливается усталость и тяжесть. Что с этим можно делать?
1. Прежде всего вам нужно отдыхать от ребенка. Если есть возможность, оставляйте с папой, бабушкой, няней, может с подругой, у которой такой же ребенок как и ваш, но не только, чтобы поделать какие-то дела, но и для того, чтобы позволить себе приятное удовольствие: сходить в косметический салон, на выставку, встретиться с подругами и т. д. И ни в коем случае не испытывайте при этом чувства вины - вы заслужили отдых!
2. Оцените здраво возможности своего ребенка. Вы заметили, что он стал довольно сильный и выносливый? Соответственно его можно брать с собой по делам или на нестандартную прогулку. Многие трехлетки выдерживают поездку в другой город на день.
3. Скооперируйтесь с активными мамочками. Наверняка в вашем окружении есть женщины с детишками этого же возраста. Почему бы вам не брать их к себе по очереди, позволяя подруге отдохнуть? Можно водить малышей на занятия, которые проводятся без родителей. Это и полезно и у вас будет какое-то время для себя.
Многие мамы трехлеток отмечают, что уже не чувствуют себя привлекательными женщинами: мол, фигура испортилась, усталое лицо, общая неухоженность. На самом деле проблема не во вешних изменениях, а в усталости, о которой мы говорили раньше. 
Что с этим можно делать? Для начала вспомните о том, что абсолютно все сексологи отмечают, что женщина поле родов становиться более сексуальной, более возбудимой, а следовательно более привлекательной для противоположного пола.
Второй, не менее важный момент – рождение и воспитание ребенка делает женщину внутренне более взрослой, выдержанной и сильной. Это также привлекает мужчин, которые по сути своей тоже еще дети и им хочется терпения и понимания со стороны представительниц прекрасного пола. Так что молодая мама – вполне привлекательный субъект, особенно если она сама это чувствует и улыбается миру.
Если же в вашей внешности произошли изменения действительно серьезные: прибавка в весе более 5кг, выпадение волос, появление гнойничков на лице и теле, имеет смысл не пенять на роды, а обратиться к классическому гинекологу-эндокринологу или гомеопату.
Малыш тоже не дремлет и «дает прикурить» усталой маме. Классический детский кризис трех лет - «Я сам!» по каждому поводу. Попросту говоря, вам кажется, что ребенок вышел из-под контроля и навсегда останется таким ужасным и невоспитанным человеком, за которого придется ежечасно краснеть перед окружающими. Однако все это нормальная и нестрашная болезнь роста.
Дополнительные переживания и без того сложному периоду добавляет ожидание того, что малыш пойдет в детский сад. С одной стороны мама мечтает о том, чтобы отдохнуть от ребенка. С другой - все же тревожно как он справиться с жизнью в коллективе? Что с этим делать? 
Во-первых, избавиться от тревоги вам поможет хороший психолог, который протестирует малыша и обратит внимание на те моменты, которые могут ему помешать адаптироваться в детском саду.
Во-вторых, сами вы должны обучить ребенка самообслуживанию. Ведь большая часть детского стресса происходит из-за неумения делать самостоятельно простые вещи: одеваться, ходить в туалет, кушать ложкой, убирать свои вещи.
Поиграйте дома в детский сад, сделайте так, чтобы малыш почаще крутился в среде детей, которые владеют этими навыками,- так ему будет намного интереснее перенимать необходимый опыт.
Чтобы успокоить себя, познакомьтесь с воспитателями и наладьте с ними дружеские отношения. Пусть они будут знакомы с вашим ребенком - это также снимет большую часть напряжения.
А теперь погорим о самих мамочках… Многие женщины переживают, что они не впишутся в рабочий ритм, поскольку три года сидели с горшками и пеленками. Одна мама рассказывала, что попала на рабочий тренинг сразу после отпуска за сыном. В результате, когда всех попросили назвать слова, которые начинаются на "само-", коллеги назвали «самооценка, самореализация», а она «самолет, самосвал». Ей было ужасно неловко, но тренер сообщил, что у нее совершенно здоровая психика, и посоветовал брать ее «свежей головой» на все проекты.

Во-первых, от вас никто не ждет молниеносной реакции и рывка по карьерной лестнице. Все понимают, что вы получились «новеньким» и вам нужно время на адаптацию.

        Во-вторых, все также понимают, что вы очень сильно мотивированы, потому что соскучились по работе, следовательно, вы ценный кадр. Не ругайте себя за то, что у вас «мозги закисли» - все войдет в норму. 
        Особенно сложно тем, кто ушел в декрет, толком не набравшись опыта или же прямо с институтской скамьи. У женщины возникают всевозможные комплексы, когда она смотрит на своих ровесниц: они уверены в себе, в их резюме опыт работы выглядит солидно. В результате молодая мама думает, что она не сможет найти работу, и чувствует себя ужасно.
         На самом деле не все так плохо. Даже если вы уволились с прошлой работы или же вовсе не работали, далеко не все потеряно.
         Рекрутеры с оптимизмом смотрят на молодых кандидаток в такой ситуации. Во-первых, начните с малого – согласитесь на работу с невысокой оплатой.
         Если вы пойдете в маленькую фирмочку, где «нестрашно»,- хорошо, у вас будет капать стаж, и вы постепенно наберетесь уверенности. Если в большую, на престижную должность с возможностью роста - тоже неплохо, ведь постепенно вас оценят по достоинству.
         Дорогие мамочки, дерзайте! Все в ваших руках! 

 

Мужчины – существа нежные, но грубые. Под внешней мужественной и строгой оболочкой прячется ранимая детская душа. Но так уж заведено, что проявление чувств в мире мужчин равносильно проявлению слабости. Вот и теперь, с рождением малыша, перед ним встал выбор: остаться строгим и неприступным отцом семейства или стать ребенку другом, братом, второй половиной, но потерять авторитет. Мужчине трудно проявлять свои чувства, но в ваших силах помочь ему.

Есть средство, которое действует безотказно – это игра. Ваш мужчина – тот же ребенок. И игра поможет ему раскрыться в проявлении чувств. Он любит малыша, это неоспоримый факт, но не знает, как выразить свою любовь. Так помогите ему!

Совместная игра отца и ребенка – что может быть прелестней, милей, трогательней?! Организовать такую игру просто. Нарисуйте или вырежьте из журнала картинки с изображением различных животных и предложите мужу устроить домашний зоопарк. Картинки необходимо развесить по всему дому. Дальше муж должен ходить с малышом на руках и знакомить его с забавными зверушками. Пусть использует ласковые названия. Подскажите ему научить ребенка тому, как животные разговаривают. А сами занимайтесь домашними делами.
Ребенок должен быть полностью предоставлен отцу. Помощники здесь не нужны. Не удивляйтесь, когда услышите от своего сурового мужа такие детские забавные фразы, как «Пойдем, поищем петушка! Где наш петушок? Вот он, с красненькой бородкой! Как петушок разговаривает? Ку-ка-ре-ку! Сын (дочь), как петушок разговаривает? Повтори! А где у нас кошечка? Вот наша кошечка!» и т.д. и т.п. 
Реакция ребенка на игру предсказуема – это интерес, смех, улыбка. А реакция папы на подобную реакцию чада – умиление, азарт, желание продлить игру. 

Видя, что его общество и совместные игры приятны малышу, папа не сможет остановиться и игра в зоопарк перерастет в игру «отец - ребенок». Не удивляйтесь, когда муж, придя с работы, захочет познакомить малыша с пирамидкой или погремушкой. Принимайте это как должное, поощряйте их совместное общение. Слова: «Мы так скучали по папе! Нам так понравилось играть в зоопарк, что больше никакие игры с мамой не интересны!» станут лучшим стимулом. 

Предложите другие совместные игры. Например, в паровозик или самолетик. Сошлитесь на то, что маме тяжело катать на себе карапуза. Пусть папа не ленится, а честно изображает гудок паровоза или мотор самолетика, ответный полный радостного восторга смех чада станет его наградой. Позже муж войдет во вкус, почувствует себя ребенком (мы знаем, что он и есть ребенок, просто боится себе в этом признаться), и игры с малышом начнут приносить ему не меньшее удовольствие, чем сыну (дочке).

 

Рождение ребёнка – самое важное и ответственное событие в вашей жизни. Очень важно, чтоб ребёнок был желанным. Ведь для чего давать новую жизнь? 
В первую очередь, ради самого ребёнка, ради торжества жизни, а не для себя. Не путаем и мы инстинкт продолжения рода с ценностью самой жизни? Привести на этом свет нового человека – не тоже самое, что завести котёнка или щенка. Понимаем ли мы, что ребёнок – это человек, такой же, как и мы сами? 
Почему люди думают, что пока человек маленький, то он вроде как неполноценный и относятся к нему, как к низшему существу? Не думали об этом? 

Можно ли уважать детей и ценить в них их личность, индивидуальность, их душу? Можно и нужно! Если этого не делать, то дети вырастают с кучей подсознательных комплексов, с которыми потом отчаянно борются. 
А вы хотите, чтоб ваш ребёнок боролся с комплексами и доказывал свою значимость? Может быть, каждый человек должен быть изначально уважаемым за то, что он есть. И не важно, сколько он знает, что умеет, как выглядит, какой у него «социальный статус». 

Общество нам навязывает то, что каждому непременно нужно кем-то стать, иначе не будет тебе уважения и почёта. А правильно ли это? 
Получается, что, приводя ребёнка в этом мир, мы делаем его заложником сложившейся системы и у него не выбора. С первых его дней мы диктуем ему, когда и сколько есть, когда спать, когда гулять, чем заниматься. У него вообще нет никакого выбора. А потом спрашиваем его, «кем ты хочешь стать?», не осознавая всю ироничность данного вопроса. Может быть мы это делаем потому, что и у нас нет этого выбора? 
Посудите сами, что мы выбираем для своих детей? – Только то, что диктует система, сложившиеся стереотипы: «детский сад, школа, институт, работа, пенсия, кладбище». ВСЁ! Выбора-то нет!

Вас это устраивает? Возможно, вы просто никогда не задумывались над тем, как вы живёте, по чьему плану, по чьей схеме. Вы уверены в том, что всё в этой жизни решаете сами. Но это иллюзия! Ничего сами мы не решаем и тем более мы не решаем, как относиться к своим детям, как их воспитывать. Всё давно за нас решено, а мы слепо следуем этим указаниям. 

Возникает вопрос – правильно ли мы поступаем, следуя диктату общества и системы? Ответ можно получить, ответив на другой вопрос – приносит ли счастье сложившаяся система, гарантирует ли она успех, достаток, удовлетворённость жизнью?
Нет, система этого не гарантирует. И более того, всё в нашей жизни устроено так, что не система работает на людей, обеспечивая всем необходимым, а люди работают на систему, обеспечивая её паразитическую жизнеспособность.

В какую жизнь мы приводим своих детей? Как мы к ним относимся, если заранее уже соглашаемся с тем, что система сама решит, как и чему учить ребёнка, как к нему относиться, что с ним делать. А вы остаётесь в стороне, ничего не в силах изменить.
Да мало кто пытается, ведь большинство из нас верят в то, что живут абсолютно правильно и другой жизни нет. Но она есть, было бы только желание жить по-другому, было бы только желание самым воспитывать своих детей и не перекладывать ответственность на других.
Если такое желание возникнет, то можете не сомневаться, вы найдёте способ сделать своих детей счастливыми и успешными и оградить их от натиска вездесущей системы. 
Возьмите всё в свои руки, ни на кого не надейтесь, воспитывайте своих детей сами. А главное – любите и уважайте их. Относитесь к ним, как к равным себе, тогда вы удивитесь, каким замечательными они вырастут! 

 

Бежать, конечно, никуда не надо, и прятаться тоже, хотя очень хочется, особенно, когда ваше солнышко и зайчик катается по земле в истерике и требует очередную шоколадку, и вы с ужасом ловите себя на мысли: «Это не мой ребёнок. Мой был спокойный и послушный зайчик, а этот…..». 
Нет, дорогие родители, могу вас уверить, ребёнок именно ваш. Просто он взрослеет и пока ещё не знает, что ему делать с этой «взрослостью» и как себя вести дальше. Ну, что ж, давайте разбираться.
Если на любое ваше предложение ребёнок отвечает «Нет», а раньше он это делал с удовольствием, если он стремится всё делать сам, отвергая любую вашу помощь, если грубит вам, бабушке и дедушке, если требует от вас ему подчиняться посредством истерик, капризов, плача, если ребёнок стал упрямым и строптивым - поздравляю, вы переживаете один из самых острых и важных детских кризисов: кризис трёх лет.
Ваш ребёнок учится быть самостоятельным и независимым, отстаивать своё мнение. Не нужно его наказывать и ругать, просто помогите ему.
• Дорогие мамы и папы, признайте наконец, что ваш ребёнок стал взрослым (почти стал), а это значит нужно научится уважать его мнение и желание стать самостоятельным. Хочет он помыть пол, пусть моет. Влажная тряпка и немного воды в тазике не испортят паркет. Потом, когда ребёнок уснет со счастливой улыбкой от сделанной работы, вы можете пол и перемыть. Главное здесь, он сделал это САМ.
• Предоставьте ребёнку выбор. «Ты будешь есть борщ из красной или жёлтой тарелки?» Глядишь, и тот факт, что придётся съесть нелюбимый борщ, останется незамеченным. 
• Не заставлять, а просить. «Солнышко, помоги мне нести пакет, а то мне тяжело.» И ребёнок будет усердно помогать, а не стремиться сбежать подальше от мамы и поближе к проезжей части дороги.
• Лучше начать одеваться за час до предполагаемого выхода из дома, чем потом ругаться на ребёнка, когда он скажет, что будет одеваться сам. Рассчитывайте время и избежите истерик.
• Никогда не унижайте ребёнка. Вместо «Я же тебе говорила, что у тебя ничего не получится!» скажите: «Ну, конечно, ты не сможешь сам застегнуться, тут вон сколько пуговок. Я бы тоже сразу не смогла»

Кризис трёх лет не будет столь страшным, если подойти к нему с терпением и юмором. Бывший мамин хвостик отпускает подол вашей юбки и уходит в самостоятельное плаванье. Порадуйтесь за вашего малыша, хотя какой он теперь малыш? Он уже самостоятельный маленький взрослый. 

Развитие ручек ребенка и развитие его речи взаимосвязаны. Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. 
Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Вот почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Массаж ручек, гимнастика для пальчиков, пальчиковые игры способствуют развитию моторики, а значит и речи малыша. Рассмотрим некоторые игры для маленьких пальчиков и ручек.

Игры с кубиками. Из кубиков можно строить башни, дорожки, ступеньки, стульчики и домики для маленьких игрушек, гаражи для машинок. Главное заинтересовать малыша. 
Возможно, сначала он будет только ломать, но со временем научится и строить. А для начала можно поиграть так: мама строит стульчики – малыш рассаживает на них маленькие фигурки, например из киндер-сюрпризов, или распределяет их по домикам, «ходит» своими пальчиками по ступенькам и дорожкам.

Игры с крупой или солью. Раскладываем по мисочкам, чашечкам, тарелочкам из кукольной посудки, «варим» кашу и «кормим» кукол. Просеиваем через сито, предварительно смешав пшено и манку или крупную и мелкую соль. Высыпав крупу или соль на тарелку или поднос, можно рисовать по ней пальчиком. 
А можно закопать маленькую игрушку в миске с крупой и предложить ребенку найти сюрприз. Если малыш все пробует на зуб, то для игры, в целях безопасности лучше выбрать соль – на вкус она ему вряд ли понравится и ребёнок скорее в рот её больше не потянет.

Игры с макаронами. Фигурные макаронные изделия разной формы – отличный материал для игр. Их можно сортировать, раскладывая по кучкам или баночкам, запихивать в узкое горлышко бутылки, нанизывать на проволоку или нитку, делая бусы.

Игры с водой. Ловим ложкой или ситечком из емкости с водой различные плавающие предметы, переливаем водичку из одного стакана в другой.

Игры с бумагой. Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски. Можно завернуть в бумагу сюрпризики – ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, а позже и сам научится заворачивать.

Игры с пуговицами. Малышам очень понравится перебирать разноцветные пуговицы, которые можно еще и сортировать по цвету и размеру, можно проталкивать их в баночки с прорезями (копилки), раскладывать по ячейкам от коробки конфет. Для совсем маленьких пуговки можно пришить крепкими нитками к куску материи или к маленькой подушечке, пусть перебирают, работают пальчиками.

Игры с наклейками. Сейчас в продаже существуют хорошие, яркие книжки и альбомы с многоразовыми наклейками, которые можно приклеивать и отклеивать множество раз не только в книжку, но и на любую гладкую поверхность. 
Можно поиграть и с обычными наклейками, а так же со стикерами (бумажки для записей с липкой стороной). Стикеры не оставляют следов, поэтому можно попросить малыша наклеивать их на предметы в квартире, которые мы будем называть. Заодно ребенок выучит названия предметов быта.

Игры с пальчиками. В поликлинике, в автобусе, в гостях, когда нет под рукой игрушек, да и дома в спокойные минутки, когда за окном непогода или просто скучно, можно занять ребенка своими пальчиками. Всем известная «Сорока-ворона» и другие пальчиковые игры очень нравятся деткам. 
А можно разнообразить эту простую игру, устроив целое представление для малыша. Пальчиковый театр можно купить, а можно изготовить самим из старых перчаток, сшить, связать или слепить фигурки из соленого теста.

Развивающие игрушки. В магазинах имеется великое множество игр и пособий на развитие мелкой моторики ребенка - различные шнуровки, бусы, мозаики, конструкторы, матрешки, пирамидки, паззлы и многое другое. 

 

 Кусание – это одна из самых досадных и смущающих форм детского поведения. Утешением служит то, что такие проблемы в большинстве случаев – временны и встречаются намного чаще, чем Вы думаете. Малыши часто кусаются, чтобы облегчить боль при прорезывании зубов. Двухлетние детки иногда просто считают, что это игра. Но обычно, дети кусаются, потому, что еще не научились справляться со стрессом или у них не хватает словарного запаса для выражения своих чувств.

 

Конечно, такое поведение расстраивает всех окружающих, нужно принимать меры:

1.           Отреагируйте в тот самый момент, когда ребенок кусается: «Ты кусаешься! Нельзя!»

2.           Утешьте того, кого он укусил: ребенок должен знать, что другому больно.

3.           Научите  кусаку другому поведению. Если он кусается потому, что ему не хватает слов: научите что именно надо сказать или как объясниться жестом, если причина в зубках – дайте что-то погрызть: «Людей кусать нельзя, а морковку можно». Потренируйте новые навыки до тех пор, пока он не сможет их использовать самостоятельно.

4.           Старайтесь предугадать  намерение укусить.

 В такой момент прикройте малышу рот и скажите: «Нельзя кусаться. Скажи словами». Помогите  ребенку сами.

 

Помните, чтобы Вам не советовали другие,

не кусайте своего ребенка в ответ!

Ведь так Вы дадите ему понять, что кусаться можно.

 

ВОПРОС: Мой Ребенок очень медлительный, боюсь,  у него будут проблемы, как мне помочь ему?  

 

ОТВЕТ: Согласно статистике, медлительных детей насчитывается от 12 до 22%. Медлительность связана с врожденной способностью нервной системы — слабой подвижностью нервных процессов. К такому малышу нужен особый подход. Труднее всего приходится родителям, которые сами имеют высокий темп личности и маленький мямлик их порой раздражает. Прежде всего примите своего ребенка таким, какой он есть,  переделать его нельзя, а помочь можно так:

       постоянно подбадривать, но не торопить ребенка;

       научить ребенка пользоваться песочными часами, чтобы он мог сам контролировать время выполнения заданий;

        учить ребенка абстрактным понятиям «быстрее», «медленнее»;

        заниматься зарядкой под музыку, чередуя быстрые, веселые мелодии с медленными, плавными;

       давать ребенку посильные задания, постепенно усложняя их и давая каждый раз немного меньше времени на выполнение.

 

Очень полезно для вашего малыша подружится со спортом - развивать крупную и мелкую моторику, оборудовать дома спортивный уголок, предлагать ребенку игры «наперегонки».

И обязательно развивайте речь: читайте и повторяйте короткие стихи, скороговорки.

 

 Жадность проявляется почти у каждого ребенка, в определенной ситуации, с определенными людьми. В возрасте от двух дочетырех лет у детей происходит становление собственного «Я» и жадность следует рассматривать, как стремление отстоять свои границы.   

Твердо запомните два привила:

1) ни в коем случае не называть ребенка «жадина»;

2) никогда не делиться игрушками за ребенка; не ругать его при других детях.

 

Чтобы  понять своего малыша необходимо следующее:

 оценить, чем больше всего дорожит их ребенок, и проанализировать, чем дорога ему та или иная вещь;

 наблюдать, с кем малыш категорически не хочет ничем делиться и выяснить почему;

 узнайте, чем и с кем Ваш ребенок готов поделиться, спросите, почему именно с этим человеком.

 

Чтобы воспитать в ребенке щедрость используйте такие методы как поощрение и личный пример:

  • обязательно хвалите ребенка за любое проявление щедрости,
  • побуждаете его поделиться игрушками, карандашами,
  • старайтесь вовлечь малыша в обсуждение подарков для других людей.

 

В день рожденья можно устроить эстафету подарков: в ходе веселых упражнений под музыку каждый ребенок дарит другому маленький сувенир; например, пока звучит куплет песни, надо найти мальчика в зеленой рубашке и подарить ему карандаш.

Ваш малыш обязательно со временем будет испытывать радость оттого, что порадовал другого, только помогите ему в этом немножко!!!